|
Экранизация одноименного романа Ф.М. Достоевского. Писателя всегда волновали основополагающие вопросы человеческого бытия: герои его романов бесконечно спорят о добре и зле, о вере и безбожии, о жизни и смерти. О будущем справедливом устройстве общества. Поэтому роман великого писателя вызывает интерес на протяжении многих десятилетий и жаркие споры, которые продолжаются и поныне. Интервью обозревателя "РГ" с режиссером картины Юрием Морозом: Две версии
Российская газета: Юрий, в последнее время модна тенденция пересказывать классику в "легком жанре". Одно время даже в комиксах. Сейчас в интернет-дневниках - двумя-тремя предложениями передается классический сюжет. В связи с этим у меня вопрос: для такого произведения, как "Братья Карамазовы", восемь серий - это много или мало?
Юрий Мороз: На самом деле существуют две версии фильма: восьмисерийная, которая будет показана на Первом канале, и 12-серийная, которая выйдет на DVD. Возможно, и дальнейшие телепоказы будут в широком варианте. Конечно, 12-серийная версия полнее, потому что в восьмисерийной нет отдельных сцен и всего, что связано с семейством Снегиревых. Эта часть сокращена.
РГ: А в 12 серий все это объемное произведение и его философию удалось уместить?
Мороз: Конечно, весь роман и в 12 серий уместить невозможно. Что же касается философии... Режиссер должен рассказать историю. Я задаю себе вопрос - а для чего по драматургии нужна, например, легенда о Великом инквизиторе?.. Легенда, которой посвящены тома исследований... Для чего она нужна в контексте взаимоотношений Алеша - Иван? И выясняется, что она нужна для того, чтобы Алеша, выйдя из трактира, на вопрос Ивана: "Что же теперь, отречешься от меня?", не отвечая, поцеловал Ивана, точно так же, как Иисус молча целует Великого инквизитора. Только для этого. И только это важно для рассказываемой истории. Основная же содержательная часть легенды - это провидческие мысли гения, не имеющие прямого отношения к сюжету. И если снять легенду целиком, то она ляжет отдельным огромным пластом, сама по себе ни к чему не привязанная. Поэтому я беру только то, что мне необходимо. Сокращения были неизбежны. Известно, что Федор Михайлович зарабатывал литературным трудом. Платили ему за страницу текста... Обратите внимание, как он строит повествование: вначале пишет, что в данной главе произойдет. Дальше все очень длинно и подробно расписывает и в конце еще раз повторяет. Ну, чем не сериальное построение? Вот эти длинноты и повторы я убирал, сохраняя основную мысль, связку-сцепку с последующими сценами. И произведение от этого никак не страдает.
РГ: Известно уже несколько солидных экранизаций "Братьев Карамазовых". Если ваш фильм будут сравнивать, например, с трехсерийным фильмом Ивана Пырьева? Или с картиной, где играл Юл Бриннер?
Мороз: Любое сравнение хромает. Даже если сейчас снять еще одну картину по этой книге, она уже будет другой и о другом. Потому что постоянно меняется временной контекст. Когда появляется экранизация, современный зритель выискивает то, что сейчас современно и актуально.
Русское страдание и русский бунт
РГ: И чем именно сегодня, на ваш взгляд, актуальны "Братья Карамазовы"?
Мороз: Поиском ответа на вопрос: действительно ли все позволено, если Бога нет?
РГ: В своей прошлой картине-сериале "Апостол" вы сделали ставку на известных актеров, таких, как Евгений Миронов и Николай Фоменко. Их игра временами затмевала все остальное. В этой картине актеры, играющие братьев Карамазовых, молоды и малоизвестны. Почему? Ведь работа у них очень серьезная.
Мороз: Прежде всего "Апостол" - не совсем моя картина. В ней я только завершал начатое другими. Здесь - мой выбор. Конечно, мне было бы спокойнее, если бы братьев играли маститые, опытные артисты. Но для меня было очень важно, чтобы актеры соответствовали возрасту своих героев - тому, который есть в романе. И тогда я понимаю, например, суть конфликта между Митей и Федором Палычем. Когда первому нет еще и 30, а второму - 50. И они столкнулись из-за одной женщины - Грушеньки. Два мужика сцепились насмерть... А если артисту Мите уже под сорок, то я и Федора Палыча должен был брать шестидесятилетнего...
РГ: Да, это уже другие чувства...
Мороз: Тут уж не чувства, а простая физиология... И тогда я не понимаю - из-за чего Митя так переживает? Почему боится, что Грушенька к папаше придет? Точно так же метания Алеши, его переживания - они свойственны 20-летним. А если бы я взял 30-летнего? Мог бы ему старец Зосима сказать: иди в мир, поживи, пострадай, ощути полноту жизни. И только потом возвращайся в монастырь... Никогда не поздно обратиться к духовным ценностям, но Достоевский написал молодого человека. А любовь Алеши к Лизе? Это любовь молодого человека, и 30-летний актер выглядел бы в этих сценах, мягко говоря, странно.
РГ: Скажите, пожалуйста, а 20-летний человек времен Достоевского и нынешние 20-летние - они друг друга поймут?
Мороз: Не поймут. Потому что тогда уже в 30 лет могли быть генералами. Другая ответственность, все другое. Вера другая. Более того, и многие зрители не поймут особенностей духовного переживания героев. Например, Митя в тюрьме говорит Алеше, когда они обсуждают Митин побег в Америку, мол, как же я могу бежать, когда была возможность пойти на крест, помучиться, а я вдруг взял и убежал. "Одному тебе говорю, только ТЫ это можешь понять". То есть - существуют какие-то вещи в романе, которые людям неверующим будут непонятны. Еще пример - перерождение Мити. Когда он из отчаянного гуляки, "сапога" - есть такое понятие "сапог" - "солдафон" - превращается в человека, который хочет пойти "пострадать за дитя". Какая амплитуда! Что с человеком должно произойти! Будет ли это понятно? Кому это интересно? Вопрос остается открытым...
РГ: А как вы актерам это объясняли? Нынешним 20-летним?
Мороз: Никак не объяснял! Я их просил играть. И не задумываться. Это есть и в структуре у Достоевского. Так он строит диалог. Например, когда Катерина Ивановна показывает Ивану счет из трактира, на котором Митя написал, что пойдет и убьет отца, она говорит: "Он убил! Митя убил". А в следующей сцене с Алешей вдруг тому же Ивану: "Нет, это не он убил. Это ты мне сказал, что он убил. А я поверила". И все это в одной сцене. Мне актриса задает вопрос: "А как это играть?" Я отвечаю, что не надо разбираться. Артисту нужно просто сыграть, а я уже сделаю все остальное.
РГ: Наполните смыслом?
Мороз: Главное, чтобы артист наполнил свою роль содержанием. Я уж не знаю, о чем Тихонов думал, играя Штирлица. Но верю, что именно то, о чем за кадром рассказывал Ефим Копелян.
Экранизации "Братьев Карамазовых"
"Братья Карамазовы", 1915, Россия, Виктор Турянский. "Братья Карамазовы", 1958, США, Ричард Брукс. "Братья Карамазовы",1969, СССР, Иван Пырьев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. "Мальчики", 1990, СССР, Ренита Григорьева - фильм по одноименной десятой главе романа. "Карамазовы", 2008, Чехия, Петр Зеленка.
|
|
|
Добавлены 94-95 серии Пролетело время, закончилась учеба в Суворовском училище, и, казалось, что пути юных друзей-суворовцев разойдутся. Но неожиданно трое старых друзей - Илья Сухомлин, Степан Перепечко и Алексей Сырников - встречаются в Московском высшем военном командном училище на вступительных экзаменах. Ребята поступают в Училище вместе со вчерашними школьниками и теми, у кого за плечами служба в Вооруженных Силах России. Как сложатся отношения с новыми сокурсниками у ребят. |
|
|
Шилов, некоторое время назад уволившийся из милиции, работает по контракту начальником службы безопасности одного крупного нефтяного концерна, предприятия которого находятся в Сибири. Шилов и его новая супруга Лена уже несколько лет не видели Петербурга, и вот теперь, после очередного опасного злоключения, выпавшего на долю Романа, они решают, наконец, съездить на родину. Петербург, после нескольких лет отсутствия, кажется им совсем незнакомым, почти чужим, многое они не узнают в родном городе, а многое Романа настораживает. Как раз накануне их возвращения здесь происходит несколько громких преступлений. Гибнут представители крупного бизнеса, в свое время замешанные в различных не очень благовидных взаимоотношениях с криминалитетом. Что это, очередной передел сфер влияния, или работа таинственной и грозной организации "Белая стрела", о которой постоянно ходят слухи в милицейской среде, но никто ничего не знает толком? Почувствовав угрозу собственной жизни и безопасности, к Шилову за помощью обращается сам Апостол. |
|
|
Зима 1946 года. Герой-фронтовик Сергей Высик назначен начальником райотдела УГРО. Командир спецподразделения конной разведки, материалист не верящий ни в Бога, ни в чёрта, сталкивается с серией необъяснимых таинственных убийств. По мере расследования, Сергей Высик погружается в атмосферу страха, недосказанности, мистики и суеверий. Всё происходящее противоречит и идет в разрез с накопленным жизненным опытом боевого офицера. Что-то или кто-то настойчиво продвигает мистическую версию происходящего. |
|
|
Полный 1 сезон + Бонусы Специальный агент Дана Скалли назначена напарником специального агента Фокса Малдера, чью сестру, как он сам считает, в детстве похитили инопланетяне, для оценки его работы над проектом Секретные материалы. В попытках доказать существование внеземных цивилизаций и использование военными технологий пришельцев агенты вступают в противоборство с тайной силой в правительстве, которая всеми способами стремится помешать им. Но с помощью тайного информатора агентам удается разгадывать все новые и ноые загадки. |
|
|
Дэлия и Вэйн Мэллой, а также трое их детей - бродячие мошенники, члены большого клана "цыган"- кочевников. Дэлия и Вэйн - потенциальные новые Король и Королева лагеря, однако после возвращения Дэлии из тюрьмы выясняется, что главенство уже решено передать сыну прежнего Короля, который тут же начинает притеснять бывших конкурентов. Мэллои крадут деньги из лагеря и уезжают. |
|
|
Добавлена 75 серия О фильме:Мария - юная и наивная крестьянка - приезжает в большой город, чтобы найти работу, которая позволила бы ей обеспечивать себя и семью, которую она оставила в деревне. Вскоре девушка знакомится с богатым Хуаном Карлосом, и молодые люди влюбляются друг в друга. Однако семья Хуана Карлоса категорически против его отношений с крестьянкой, а он сам не способен противостоять родственникам и бежит, когда узнает, что Мария беременна. С помощью своей лучшей подруги Риты Мария знакомится с учителем Виктором Карено, который влюбляется в девушку, но Мария подавлена, ее сердце ожесточено, она не хочет больше влюбляться, чтобы не страдать. Проходят годы. Мария становится известным модельером, ее сын Хосе Игнасио учится на юридическом факультете. Однажды в университете Хосе Игнасио знакомится с очаровательной Лауритой, и молодые люди влюбляются. Однако когда Хосе Игнасио узнает, что Лаура - из семьи дель Вильяр, которая в свое время отказалась от него и его матери, то бросает девушку. В это время Лаурита узнает, что беременна, и убегает из дома, так как ее мать Лорена намерена заставить ее сделать аборт. Хосе Игнасио находит любимую, и они женятся, но Лорена стреляет в юношу на глазах у собственной дочери, что провоцирует у девушки преждевременные роды. Лаура умирает, и Хосе Игнасио винит маленькую Марииту в смерти своей жены. |
|
|
Сплоченный коллектив убойного отдела продолжает наступление на преступный мир Петербурга. Бандиты, желая оставаться безнаказанными, становятся все изощренней, но это им не очень-то помогает. Получивший звание майора Волков, увлеченный восточной философией Дымов и трое неоперившихся новичков - их оперативная группа под руководством теперь уже подполковника Соловца не дает спуска преступникам. Бравая команда охотится за бандой убийц-трансвеститов, ловит маньяков, внедряется к питерским диггерам, обезвреживает киллеров и даже ищет НЛО. На улицах разбитых фонарей для них всегда найдется работа, но какие бы испытания ни готовил каждый новый день, опера пройдут через них с честью, доблестью и доброй шуткой. |
|
|
Сериал состоит из восьми фильмов, объединённых главными действующими лицами. Каждая серия посвящена событиям в определённый период становления и развития пограничной службы... |
|
|
1985 год. Молодой военный переводчик-арабист Андрей Обнорский оказывается на практике в Народно-Демократической Республике Йемен, где работает группа советских военных советников, помогающих формировать и обучать йеменскую армию. Здесь же, в этой раскалённой от солнца стране, Андрей встречает свою любовь и находит военного друга. Спустя несколько лет военный переводчик лейтенант Обнорский направлен в очередную командировку - в Ливию. Он хочет забыть прежние кошмары и ожидает встречи с другом по йеменской практике. Но вместо этого Андрею предстоит вести опасное расследование обстоятельств его сомнительного самоубийства и воскресить призраков прошлого. Он снова узнаёт многое из того, о чём, возможно, предпочёл бы никогда не слышать. Обнорский мужественно выдерживает все испытания судьбы, раз за разом проверяющей его на прочность. Он возвращается в Москву. Что ждёт его теперь? |
|
|
Молодой человек Андрей Хмельницкий, по прозвищу Хмель Григорий Данцигер, в один прекрасный день остается не у дел. Он теряет работу и влезает в долги. Доведенный до отчаяния, он готов на все, чтобы раздобыть денег... И тут Хмель получает предложение, от которого не может оказаться: ему предлагают за хороший гонорар поиграть... В глухом медвежьем углу развлекаются пейнтболом богатые бизнесмены, которые пытаются разнообразить своё сытое спокойное существование. Хмель и не подозревает, чем обернется эта безобидная, на первый взгляд, "войнушка"... |
|
|
Детский юмористический киножурнал об историях, которые случаются с ребятами в школе и дома, во дворах и на улице. Поучительные кинозарисовки прививают молодому поколению любовь и уважение к сверстникам и окружающим. |
|
|
Журналистам
Производится официальный набор в команду сайта!!!
Популярное Полезное сайТ\а
Популярное у пользователей
Популярное у пользователей
|
|